О путешествиях с ребёнком

zaok_Sangaste2Некоторые вещи в своей жизни я знала с самого начала и наверняка. Например, что у меня будет велосипед. И я точно знала, зачем он мне нужен – для велопутешествий. Всему своё время.

Первый, действительно мой, велосипед появился довольно поздно, мне было 22 года. Вполне себе осознанная покупка — kellys quartz, который служит мне верой и правдой вот уже 10 лет. Пора бы ему на пенсию отправится и возить меня разве что на речку, что в 3 км от дома. Тем более, я уже пару лет, как знаю, какой следующий  хочу.

Ну а ещё я всегда знала, что у меня будут дети и я буду с ними путешествовать. Сейчас у меня  пока  один малыш, ему шестой год и он уже повидал немало. В первую поездку с ребёнком на самолёте мы отправились, когда Тараске было четыре месяца, на поезде в семь месяцев, тогда же прокатились с ним на канатной дороге. В велокресле ребёнок с 1,4 года. В первый пеший поход мы ходили вместе, когда Тарасику было почти 2 года.

Совсем скоро дитёнок перестанет помещаться в своем велокресле и я ему уже давно говорю, что пора бы освоить самостоятельную езду. Он с этим не торопится. Зачем? Папа или мама пока возят. Его кресло рассчитано на 22 кг и я всегда радуюсь, что он у нас не толстячок)

Дальше я хотела бы рассказать о наших небольших вылазках по Эстонии. Потому что именно с неё начались наши активные семейные велопутешествия.

Эстония — любовь с первого похода!

В августе 2012-го наша семья совершила двухдневный велопоход по южной Эстонии, целью поездки было познакомиться с возможностями страны для активного семейного туризма.  Протяженность маршрута составила 110 км. Затем в июле 2013-го мы снова отправились в Эстонию на три дня для дальнейшего знакомства со страной. Тогда мы проехали 190 км.

В Эстонию я влюбилась сразу, когда мы впервые побывали там в велопоходе. Точнее вело-ПВД. Мы — это папа Валера, исполняющий обязанности руководителя, штурмана, зав. снаряжения, ремонтника и просто вечного дежурного; мама Вика — завхоз, медик, фотограф, человек, немного говорящий по-английски; и главный участник — наш тогда еще 2-х летний сын Тарасик.

Выехали  утром 2 августа из  латвийского городка Седа на пригородном поезде до города Валга. Седа — это маленький городок в Северной Латвии в 30 км от границы с Эстонией, там живёт мой отец. Валка (Латвия) и Валга (Эстония) — по сути один город, расположен в двух странах. Погрузка в поезд двух велосипедов, велобаула и ребёнка уже показалась небольшим приключением.

Первый походик по Эстонии носил разведовательно-ознакомительный характер, за два дня мы проехали 110 км. В нашем распоряжении была отличная карта с веломаршрутом Tour De LatEst, где указанны достопримечательности, места для ночёвок. Карту можно найти во многих инфо-центрах  Латвии и Эстонии бесплатно. На местности маршрут маркирован. Так же на карте (особенно на эстонской части) указаны и другие маркированные веломаршруты.

С ж/д вокзала Валги началась активная часть нашего маршрута. Проехали через город по большой парковой зоне, выехали в направлении Тарту. Помнится на уровне эмоций, как я еду по отличной велодорожке вдоль клеверного  поля, в воздухе сладкий запах, машин мало, людей в принципе нет. Чудесно! Мне уже всё нравится. Через 12 км повернули на Тсиргулиина. Велодорожка закончилась, но разметка дороги такова, что для велосипедистов остаётся приличный кусок асфальта, по которому можно ехать и никому не мешать. Через 9 км выехали на шоссе, ведущее в Отепя. По дороге заехали в  небольшой замок Сангасте, построенный в 1881 году, по заказу графа Фридриха Берга. Замок открыт для посещения, вход 2 евро. Можно подняться на смотровую площадку на башне замка. Часть здания занимает  отель.

У входа мы случайно подслушали любопытные факты о своде главной башни при входе в замок. Если встать под высшей точкой свода и издать громкий звук (например, топнуть ногой), то он повторится многократным эхом. А если что-то прошептать в одном углу, то в противоположном по диагонали  всё будет отлично слышно. Такие вот акустические причуды.

Замок оставил приятное впечатление. При случае посетила бы его еще раз, побродила бы по прилегающей территории подольше, никуда не спеша.

Недалеко от замка пообедали, т.к. младший участник нашей команды требует своевременного кормления для блага и покоя всех остальных.

Через пять километров от Сангасте, в местечке Ресту мы свернули с шоссе на грунтовую дорогу, чтобы посетить  смотровую башню  Харимяэ, расположенную на вершине одноименного холма. Тогда она меня впечатлила. Деревянная добротная 28-метровая башня, со смотровой площадкой на высоте 24 метра. Сверху открываются чудные виды на холмы Отепя и окрестностей, на долину реки Вяяике-Эмайоги. Позже, я перестала удивляться подобным сооружениям, т.к. башен в Эстонии действительно много. И это здорово! Залезть повыше, да поглядеть по сторонам на мир…

После башни мы продолжили движение в сторону Отепя. В местечке Сихва выехали к озеру Пюхаярв. Дело было к вечеру и что-то нужно было решать с ночевкой. Тогда мы мало знали о походной инфраструктуре Эстонии и сомневались, сможем ли найти место для палатки не на частной  территории, поэтому заехали в кемпинг Аниматси. Он расположен в паре км к востоку от озера. За 7 евро в нашем распоряжении была огромная поляна, кострище, дрова, туалет и душ с горячей водой. Местечко очень приятное, хозяин сносно говорил по-русски. Есть сауна, бар.

Утром 3.08 мы отправились в Отепя и на озеро Пюхаярв. Но сначала заехали на маленькое тёплое лесное озеро Кярнярв рядом с кемпингом, в котором советовал искупаться хозяин. Там меня удивило наличие дорожек для плавания.

Город Отепя — зимняя столица Эстонии, собирающая спортсменов и любителей зимних видов спорта.

Город небольшой, население — 2400 человек. Но такое ощущение, что тут каждый второй — это спортсмен. Мне городок показался насквозь пропитан спортивным духом. По специальным дорожкам гоняют на роликах, роллерах (летний вариант лыж), велосипедах. Мы подъехали к местному стадиону просто взглянуть на него. Я снова удивилась. Потому как не видела раньше таких хороших стадионов в небольших городках. Там тренировались прыгуны с шестом. Тараска из своего кресла стал всячески вылезать и говорить: «Мама, я туда», — указывая при этом на стадион. Видно, тоже понравилось.

Какой-то особенной архитектуры в Отепя нет, обычный милый прибалтийский городок. Но любопытные места найдутся. Например энергетический столб. Говорят, возле него сконцентрирована некая энергия, которой может наполнится человек. Может быть. Но что-то определённо в этом столбе есть, т.к. возле него мы встретили наших знакомых из Пскова, которые приехали на машине. Это было по крайней мере неожиданно.

Есть музей лыж, в котором экспозиция демонстрирует историю эстонского лыжного спорта и Отепя, как спортивного центра.

В центре города инфо-центр — полезное заведение для туристов всех мастей. Там мы выяснили движение поездов от станции Палупера, расположенной в 15 км от Отепя. Прикинули, сколько у нас времени до поезда в Валгу и отправились на пляж на озере Пюхаярв.

Тут я снова удивилась. Мне, как человеку много прожившему в России и Украине трудно понять, почему на красивом озере, окруженном лесом, находится бесплатный общественный пляж, где есть туалет, раздевалка, детская площадка, волейбольная сетка, водные горки, парковка для велосипедов, деревянные скамейки и столики… Здесь мы провели несколько часов. Ребёнок был счастлив и мы тоже.

В 8 вечера  были в Валге, оттуда 30 км до Седа и в начале 11-го мы дома. Уставшие, довольные и немного удивлённые от всего увиденного. Так началось наше активное знакомство с Эстонией.

Из первого похода были сделаны выводы, что 50-60 км в день — оптимальный для нас километраж для летнего путешествия с ребёнком, с посещением различных любопытных мест, а так же детских площадок. Еду готовили на горелке из продуктов, взятых дома. В местных магазинах покупали воду, йогурты, фрукты, мороженое. Карточкой можно расплатиться в большинстве мест, но небольшой запас наличных всё же нужен.  Языковых проблем в этот раз не возникало.

Тараска в походе чувствовал себя отлично, каких-то проблем с ребёнком не было. Он с не меньшим, чем мы, любопытством открывал для себя Эстонию. Его больше всего радовали различные интересные площадки для детей, да и просто любые новые места. С дневным сном никаких проблем  — ребёнок засыпал в своём кресле, и мы перекладывали его на коврик. Питался малыш той же овсянкой, гречкой, макаронами, что и родители. По пути, когда Тарасику становилось скучно, он просил погрызть изюм, соломку, печеньки.

Во время первого похода по Эстонии  в инфо-центрах мы не стесняясь брали различные бесплатные буклеты и карты. Дома Валера периодически их изучал, выискивая новые интересные места для будущих поездок. В одном из таких информационных буклетов он узнал об организации RMK — центр управления государственными лесами.  На их сайте www.rmk.ee очень много полезной информации для любителей отдыха на природе. Большое количество различных оборудованных троп, интересных мест (например кратер от метеорита), а самое главное — оборудованных мест для ночевок (где всегда найдутся места для палатки, кострища, дрова, туалеты, мусорники) причем совершенно бесплатно. Последний пункт  трудно поддавался осознанию, особенно когда я  узнала, что кроме мест для палаток существуют еще и лесные хижины.  Ночевка в хижине и хождение по деревянному настилу в болоте стали моей эстонской мечтой.

На «дверях» государственных лесов Эстонии нет замков, в леса приглашаются все. 2000 км походных троп, 178 мест для костров, 41 обозначенное место для палаток, 23 информационных пункта, 24 лесные землянки, 18 лесных домиков. Большая часть походных троп и мест для привалов находятся в заповедных зонах, за вход в которые никто не взымает никакой платы. Просят придерживаться простейших правил: не мусорить, экономно использовать дрова, не шуметь.

Очень часто, когда я была в Эстонии, мне казалось, что здесь живут люди с другой планеты, причем определённо счастливее  россиян и украинцев точно. Здесь действует так  называемое «право каждого», широко распространенное в странах Северной Европы. Вот пример: если много лет подряд люди пользовались какой-то тропинкой для прохода к воде, или куда бы то ни было, то частный владелец не в праве запрещать передвигаться по ней. С трудом такое в моей голове укладывается. Мне представляются сразу трехметровые заборы. А не то что мы в городке Вярска ехали на пляж: по карте  дорога проходила как раз по частным владениям, а когда мы спросили у хозяина как проехать, предполагая, что где-то объезд, он нам и махнул аккурат в сторону своей покошенной лужайки. Мы и поехали: сначала по брусчатке, потом по тропинке на лужайке. И почти все, кто приходил на пляж, поступали так же. Или походная тропа с указателями в той же Вярске, проходящая вдоль озера по частным территориям мимо бань, мостков, лодочек. В восторге я задавала сама себе вопрос: «Возможно ли такое в России? Нет… Мы не настолько счастливы…»

Вдохновленные новыми знаниями о походных возможностях Эстонии, мы снова отправились туда в июле 13-го года. Активный маршрут начинался 3 июля прямо из дома в Седа. Мы вновь ехали в Валку/Валгу, но уже своим ходом. Из Валги ехали через Люллемяэ на обородуванную для ночевки в палатке стоянку Ребасемыиза. Мы примерно знали, чего ожидать, но всё равно были приятно удивлены.

Тут же мы впервые познакомились с электрическим пастухом… Пока я зазевалась у палатки, мальчики за руку отправились к  смотровой башне, которая находилась на частной территории. По пути Тараска с детским любопытством схватился за проволоку под напряжением 12 В. Испугались все. Но быстро пришли  в себя. Зато впредь ко всяческим проволочным ограждениям ребёнок и мы относились с осторожностью. Тут я подумала, что не мешало бы какого-то предупреждащего знака для таких несведущих, как мы, если уж башня находится на  частном пастбище и к ней есть проход.

Это был единственный неприятный момент, пожалуй, за всю поездку.

Утром 4 июля наш путь лежал в информационный пункт национального парка Карула, который расположен на берегу чудесного озера Ахиярве. Трудно словами передать все эмоции, которые были во мне в тот момент. Я снова ничего не могла понять: «Как так?? Почему? Почему у нас такого нет и скорее всего не будет?». Это лучше один раз увидеть. Большая территория обустроена и облагорожена так, что она вся сливается с окружающей природой. В здании центра к  услугам посетителей бесплатные печатные материалы на разные темы на нескольких языках, в т.ч. карты национальных парков с различными указателями. Сотрудники центра приветливы и доброжелательно постараются ответить на все вопросы как минимум на 3 языках: эстонском, русском, английском. В здании постоянно действует  маленькая выставка на тему леса и природы, есть небольшой зал для проведения семинаров и презентаций. Можно приобрести сувениры с символикой RMK по весьма демократичнымм ценам, да и просто попить водички…

На прилегающей территории мы обнаружили детскую площадку,  небольшую эстраду для проведения концертов, столы с навесами, небольшой музейчик под открытым небом, место для купания с мостками и информационным стендом о безопасности на воде, к которому был прикреплен спасательный круг…

Здесь мы провели несколько часов. Уж очень славное место было. Но нужно было двигаться дальше. После такого активного начала дня, Тараска заснул в кресле уже через пару километров. Тут же поблизости оказались тучи и загремел гром. Проезжая небольшую деревню Хаабсааре, увидели рядом с дорогой небольшое деревянное здание, явно общественное. Оказалась библиотека. На входе стоял шикарный велосипед Scott, что меня сразу взбодрило. Я тут же решила, что человек, которой на таком ездит, не может отказать в помощи велотуристу. И действительно — приветливая женщина средних лет, немного говорящая по-русски, позволила Тараске поспать под крышей, а нам приготовить еду на горелке во дворе. В итоге дождь начался, когда ребёнок выспался и мы пообедали. За два часа нашего присутствия в библиотеку никто не приходил. Ровно в 16.00 мы попрощались с библиотекарем и разъехались с ней в разные стороны.

Дождь не заставил себя ждать. Ехать под ним совершенно не хотелось и мы простояли под крышей автобусного парка в городке Антсла около часа.

День заканчивался, нужно было определиться с ночевкой. Поблизости бесплатных стоянок не было и мы поехали в частный кемпинг, указанный на карте. Тут я не очень поняла эстонский менталитет. Большой указатель на кемпинг. Заворачиваем и видим пруд, подстриженный газон, постройки какие-то. Никого… Иду к дому явно хозяев всего этого. Во дворе стоят две хорошие машины, дверь дома открыта, на веранде видны несколько велосипедов. Хожу по двору и несколько раз кричу «добрый день». Никого…

В общем, переночевали мы на опушке леса неподалеку в большой компании комаров. Ужин приготовили на горелке, вода была у нас с собой в бутылках. Вечером слышны были голоса и даже салют. Но из людей мы так никого и не видели. Возможно, в кемпинг стоило позвонить заранее, еще когда планировали маршрут.

Следующий день снова подарил массу положительных эмоций в эстонском духе. Утром мы отправились в Урвасте, где находится самой большой дуб в Эстонии. Когда-то он был изображен на десятикроновой банкноте. Дерево впечатляет: его возраст около 700 лет, толщина обхвата достигает 8 метров. В конце 60-х годов прошлого века полый ствол дуба почистили изнутри и залили бетоном, сделав искусственный стержень, установили громоотвод.

Возле дуба мы пробыли недолго, т. к. спешили поскорее попасть в Покумаа — главную цель нашей поездки. Покумаа или земля Поку (Покулэнд) — это уникальное в своем роде место.

Возможно, кому-то знакомо творчество эстонского художника и автора детских книг  Эдгара Вальтера.  Иллюстрации к книге Эно Рауда «Муфта, Моховая борода и Полботинка»  — пожалуй, одна из самых известных работ Э. Вальтера в бывших советских странах. Людям постарше, может быть, он знаком по карикатурам в журнале «Крокодил». В Эстонии Э. Вальтер знаменит прежде всего своими книгами о «поках». Поки — это небольшие существа в кафтанчиках из осоки, которая образует кочки в болотах. Мне показалось, что для эстонцев поки и Э. Вальтер примерно то же, что мумми-троли и Туве Янсон для финнов.

Так вот, Покумаа — это не Диснейленд или Муммилэнд, он не парк развлечений в его привычном понимании. Покумаа органично связан с природой. И ключ к секрету этого удивительного места находится в книге «Поки». Э. Вальтер был вдохновлен природой, его герои взяты из естественных прототипов — обычных болотных кочек, а в Покумаа сказка снова возвращается в природу. Уникальность Покумаа в том, что здесь сказочные элементы находятся в чудесном симбиозе с окружающей природой.

У Покумаа есть несколько целей: научить детей, а заодно их пап и мам, как людям жить в гармонии с природой, как видеть что-то интересное и необычное в простом и незаметном на первый взгляд, как фантазировать, совмещая природные и сказочные мотивы.

На территории Покумаа находится Поку-дом. Вход в него платный 3.5 евро для взрослых, 2.5 для детей (до 3 лет бесплатно). Дом того стоит. Описывать, как там интересно я не буду, лучше один раз самим увидеть. Скажу только, что мы провели там три часа и этого было мало. Наверное, больше всего дом понравился всё-таки Тараске, но и мы получили свою долю хороших эмоций и новых впечатлений. А когда все в семье довольны — это ли не счастье?

Дополнительная информация  на сайте www.pokumaa.ee

В Покумаа, пожалуй, стоит провести целый день. Мы же покинули это место в середине дня, т. к. нам ещё нужно было вернутся домой. Почти весь путь от Покумаа  был знаком по прошлому году. Мы проехали 15 км на восток по грунтовке и выехали на шоссе недалеко от местечка Ресту, а дальше через Сангасте, Тсиргулину и Валгу мы вернулись в Седа.

Длина всего маршрута составила 190 км.

Из второго путешествия по Эстонии был сделан вывод, что мы сюда вернёмся и скорее всего не один раз. Очень радует эта прибалтийская страна своим отношением к природе и активному отдыху на ней.

Наш маленький турист передвигался в велокресле фирмы Bellely. Оно крепится консольно на подседельную трубу и имеет хорошую амортизацию. На тот случай, если ребёнок заснёт, кресло можно немного наклонить в положение «полулёжа». Однако, каким бы ни было удобным кресло, ребёнку больше часа в нём ехать не желательно, т. к. нарушается кровообращение.

Поход с ребёнком — это сложнее, потому что малыш требует к себе постоянного внимания и организации родителей на повышенном уровне. Как бы не устали родители, в конце дня не получится просто сесть у костра и смотреть на огонь, или, например, решить, что мы ужинать не будем, а просто попьём чайку.  Спали мы в 3-х местной палатке Marmot в спальниках-сшивках. Подгузниками не пользовались. Но как бы ни было хлопотно, путешествовать с ребёнком — это всё-таки огромное удовольствие! Наблюдать за ним, удивляться и открывать что-то новое вместе, радоваться этим открытиям. Пожалуй, главное в таком путешествии — продумать маршрут так, чтобы интересы каждого были учтены.

Я бы посоветовала родителям-туристам не оставлять своих малышей на бабушек-нянек. Мне кажется это не честным по отношению к детям, путешествуйте и открывайте мир вместе.