Как кататься на велосипеде зимой

Как кататься на велосипеде зимойЕсть такое мнение, что велосипед — это исключительно летний вид транспорта. Да и правда, велосипедная жизнь в городе слегка утихает с приходом холодов и велосипедистов становится меньше. По моим наблюдениям зимой немалую часть велосипедистов Пскова составляют закалённые бабушки и дедушки на советских “взросликах”. Так что же, они знают что-то, чего не знают остальные? На самом деле сейчас с каждым годом в городе можно встретить всё больше велосипедистов не только летом, но и в холодное время года. Зимнее катание тоже набирает популярность, но не все знают, что оно может быть таким же комфортным, как езда на велосипеде в летнее время года и что для этого нужно позаботиться не только о себе, но и о велосипеде.

 

Передвижение

Одежда

Велотурист Дарья Васильева зимойПри езде на велосипеде зимой больше всего замерзанию подвержены, конечно, лицо, пальцы рук, ноги и колени. И в сильный холод (ниже -15) лучше всё же отказаться от продолжительного катания, если в вашем арсенале нет подходящей одежды, либо передвигаться только из помещения в помещение, не останавливаясь и не давая организму замерзнуть. Ниже можно прочитать о том, как защитить себя зимой от холода, чтобы кататься можно было в удовольствие. Стоит отметить, что рекомендации приведены для активного катания и не подразумевают, что вы будете слишком долго стоять на холоде без дела.

Лицо и голова

Зимой в лесу на велосипедеЛицо от холода и ветра можно защитить балаклавой или баффом (подобие сплошного шарфа), особенно это окажется актуальным в ветреную погоду. А если у вас есть велосипедный шлем, который желательно носить не только зимой, то не помешает приобрести тонкую шапку-виндстоппер, которую можно надевать под него — она хорошо будет сочетаться с балаклавой или баффом и точно не даст вам замерзнуть. Также обратите внимание на защитные очки, они помогут защитить глаза от холодного воздуха и мокрого снега, но нужно выбирать такие, в которых будут отсутствовать металлические детали, соприкасающиеся с кожей.

Тело

Девушки зимой на велосипедеОбязательно стоит задуматься о покупке мембранного или полумембранного термобелья. Оно не только правильно сохраняет тепло, но и отводит пот от тела, что очень хорошо в случае, если вы будете часто останавливаться во время езды. Термобелье всегда одевается на голое тело, не поверх другой одежды! Также хорошо одеваться многослойно, это помогает сохранять тепло, например поверх термобелья можно надеть кофту из флиса и что-нибудь непродуваемое, например ветровку. Не стоит одевать слишком объемную одежду — она не должна стеснять ваши движения. Кроме того, так как зимой темнеет рано, не будет лишним иметь яркую одежду или даже имеющую световозвращающие элементы.

Руки

Зимний велокросс в ПсковеЖелательно иметь непродуваемые перчатки. Для этих целей подойдут всевозможные перчатки для зимних видов спорта, либо специальные зимние велосипедные или даже повседневные из кожи. Важно отметить, что зимой вам также нужно будет переключать передачи и пользоваться тормозами, а делать это в варежках будет не так удобно 🙂

Ноги

Зимой на велосипеде в КорытовоЗимой очень важно позаботиться о суставах и держать их в тепле, особенно это касается коленей. Защитить их сможет термобелье и дополнительные теплые наколенники.  Также не забывайте разогревать мышцы небольшой растяжкой перед выездом. Что касается обуви, то вполне подойдут теплые термоноски и зимние кроссовки с рифлёной подошвой для лучшего сцепления с педалями, если, конечно, вы не пользуетесь контактами. Для обуви при желании можно приобрести специальные бахилы, защищающие от грязи и ветра, они помогут дополнительно согреть ноги, если у вас мерзнут ступни и пальцы.

Техника езды

Псковские велосипедисты зимойНужно не забывать о том, что зимой всё вокруг может сильно измениться и там, где летом был ровный сухой тротуар, зимой может быть скользкий лёд, а где-то и расколотый после оттепели и вновь замерший в торчащие бугры. Общей рекомендацией может быть понижение давления в колёсах, что даст повышение сцепления с дорогой. Но в целом к каждой поверхности должен быть свой подход, будь то лёд, снег или подмёрзшая земля.

Лёд

Зимой на Псковском озере на велосипедеВ большинстве случаев, если у вас нет шипованной резины, лёд лучше объезжать, в некоторых же случаях, если очень хочется, то можно проехать отрезок со льдом накатом, но ни в коем случае при этом не крутить педали, не зажимать тормоз, не поворачивать, но крепко держать в руках руль и не делать резких движений, в противном случае это закончится падением. Но это всё касается обычной резины, с шипованной в большинстве случаев вы проедете по льду как летом по асфальту, но всё равно нужно быть осторожным с бугристым льдом и обращать внимание на места где лёд может скрываться под небольшим слоем снега.

Лес

Зимний велотуризм в ПсковеЛес с утоптанными или укатанными дорожками — идеальный вариант для зимнего катания. По качеству сцепления и усилий для езды это примерно похоже на сырой осенний лес. Но всё равно есть несколько моментов, которые отличаются и которые нужно иметь в виду. На поворотах важно обращать внимание на рыхлость снега, так как там сцепление с дорогой может оказаться хуже. Причём в этой ситуации неважно, обычная у вас резина или шипованная, в рыхлом снегу шипованной резине не за что цепляться. Так же нужно обращать внимание на препятствия в виде веток или небольших брёвен на земле, они могут быть покрыты слоем льда и быть очень скользкими, если вы решите проехать по ним. При передвижении по снегу и подмерзшей земле рекомендуется активнее пользоваться задним тормозом, ограничив использование переднего или используя его после нажатия заднего.

Город

Категорически не рекомендуем передвигаться зимой по краю проезжей части даже на шипованной резине. Край дороги часто бывает запорошен снегом, под которым может скрываться и лёд и мусор, что может закончится падением под колёса проезжающей машины. Лучше ограничиться тротуарами, даже если участок тротуара покрыт льдом — его почти всегда можно объехать по снегу. Поскольку зимой темнеет рано, даже если вы двигаетесь по тротуарам не забывайте об освещении, необходимый минимум — это передний и задний фонари, при чём сзади должен быть красный, а спереди белый и никак иначе. Задний красный фонарь желательно держать в режиме постоянного горения (не мигания!), так как при выезде на проезжую часть в темноте водителям зрительно сложнее определить расстояние до мигающего огня. Также приветствуется наличие световозвращающих элементов на одежде и самом велосипеде.

Велосипед

Покрышки

Обычные покрышки

Зимой на велосипеде на реке Великой Пожалуй, основным компонентом велосипеда, на который стоит обратить внимание зимой — это покрышки. Чтобы кататься зимой, конечно, не обязательно покупать дорогостоящие шипованные шины, и многие так и делают, обходясь простым понижением давления в колесах для лучшего сцепления с дорогой. Но от гололёда это не поможет, поэтому, если вы не ощущаете себя опытным велосипедистом, а кататься зимой хочется, лучше приобрести шиповку. К тому же дешёвая не шипованная резина низкого качества вполне может потрескаться на морозе, что будет не очень приятно для велосипедиста.

Шипованные покрышки

памятник Александру НевскомуШиповки позволяют чувствовать себя зимой на льду практически так же, как летом на асфальте, и они будут правильным выбором, если вы планируете ездить зимой на велосипеде на работу или часто кататься с друзьями. Зимняя резина — это резина с металлическими вставками на шипах, поэтому нельзя путать её с обычной летней шиповкой, на ней зимой ездить не очень практично. Мы советуем выбирать шины известных брендов: Schwalbe, Kenda, Nokian и др. Лучше всего подойдут четырёхрядные покрышки, которые насчитывают около 300 шипов, но можно обратить внимание и на более дешёвые с двумя рядами, в которых будет порядка 100 — 150 шипов, для города в большинстве случаев их будет достаточно. Здесь можно прочитать о зимних покрышках более подробно.

Тормоза

_vmNLd066gUТормоза зимой себя ведут несколько иначе, чем летом, что нужно учитывать. Это происходит из-за попадания снега на колодки и ротор, которые в процессе езды и намокания теряют свою хватку. Талая вода также замерзает на поверхности обода колеса отчего ободные тормоза могут отказать полностью. Решить это можно только переодической проверкой их работы во время езды и прогреванием, для которого нужно зажимать тормозные ручки не прекращая езды, создавая искусственное трение и тем самым прогревая тормоза. В любом случает зимой нужно быть готовым, что торможение начнется не сразу а лишь спустя 1-2 полных оборота колеса. Дисковые тормоза чуть меньше страдают обледенением так как ротор(тормозной диск) расположен выше снега и луж, но реагенты всё равно попадают на его поверхность, вызывая потерю мощности и нередко дикие скрипы и визги. Чтобы ликвидировать такие неприятности, просто нужно споласкивать тормоза ХОЛОДНОЙ водой после катания. В механических дисковых тормозах от соли и воды может хуже работать троссовый привод — его стоит периодически очищать и смазывать машинным маслом (не используйте смазки для цепей!). В гидравлических тормозах перед зимним сезоном можно поменять рабочую жидкость на более холодоустойчивую, но в некоторых случаях резиновые уплотнения при минусовых температурах всё же могут протекать — эксплуатацию таких тормозов лучше на зиму прекратить или заменить манжеты и поршни новыми.

Вилка

Зимний велопоходВ зависимости от конструкции вилки будет проявляться и её работа. Если у вас обычная эластомерная вилка (коими оснащается большинство кросскантри/фитнес велосипедов), то скорее всего она замёрзнет и перестанет работать уже ближе к нулю градусов. Добавить комфорта можно перебрав такую вилку на зимние смазки и удалив демпфирующий эластомер. В спортивных вилках, если вы собираетесь кататься часто, лучше заменить демпферное масло на более жидкое, чтобы компенсировать его загустение на холоде. !Важно! в любом случае после каждого выезда необходимо протирать «рабочую» часть вилки от грязи с применением силиконового масла, дабы спасти внутренности от попадания уличных реагентов и снизить износ резинок и скользящей поверхности.

Крылья

Велосипед зимойКрылья могут пригодиться в мокрую погоду с подтаявшим снегом или с началом весны, когда всё начинает таять, а грязь из-под колёс попадает в подседельную трубу и, что еще менее приятно, летит прямо в лицо. Лучше всего, конечно, для защиты от летящей грязи спасут цельные крылья, закрывающие половину окружности колеса, но многие не любят их из-за не совсем крутого внешнего вида. Если вас не смущает то, как они выглядят, смело берите их. Другим же можно посоветовать попробовать быстросъемные пластиковые крылья, которые не защитят от грязи полностью, но помогут приехать домой в сравнительной сухости. Кроме того, в добавок к коротким крыльям можно надеть специальный фартук на вилку велосипеда, чтобы защититься от грязи, которая всё же найдет способ вылететь из под крыла переднего колеса. Поэтому для защиты себя любимого от обрызгивания грязью стоит руководствоваться принципом — чем длиннее крылья, тем ты чище.

Ходовая часть

Зимой особое внимание стоит обратить на цепь. Так как она более других частей страдает от влаги и реагентов, её нужно чистить и смазывать чаще, чем летом. Также нужно помнить, что зимой густеет смазка и ходовые части, вроде каретки и втулок больше подвержены влиянию извне, от всё тех же реагентов и влаги. Для ухода за ними их можно перебрать и заменить смазку хотя бы один раз за зиму.

Конденсат

Как ни странно это основной враг не только цифровой техники, но и велосипеда зимой. Когда холодный велосипед вносится в теплое помещение, все его металлические части как магнитом притягивают к себе воду из воздуха, именно так вода попадает внутрь вилок, подшипников и других вроде защищенных пыльниками узлов. Особо актуальна проблема конденсата для хороших полноподвесных рам, так как подшипники в них за зимний период могут корродировать из-за влаги налипающей путем конденсирования, что несомненно вызовет щелчки при срабатывании рамы. Старайтесь вносить велосипед в тепло постепенно, например давая ему «погреться» в парадной, пока раздеваетесь в квартире.


На этом всё, если у вас возникнут вопросы или нужен совет — смело спрашивайте в нашей группе в контакте, мы с радостью поможем!  😉 А если вы не собираетесь кататься в холодное время года, то, возможно, вам поможет наша статья «Как хранить велосипед зимой«.

В статье представлены фотографии псковских велосипедистов.

Автор: Михаил Валерьевич
Консультации по технической части: Lexapskovservice